Сфера архивного дела будет цифровизирована
Согласно Указу, определены основные цели цифровизации архивной отрасли до 2030 года и создания эффективной системы управления, в том числе:
♦ доведение уровня цифровизации документов Национального архивного фонда до 60 процентов;
♦ доведение доли электронных услуг до 100 процентов и сокращение сроков их предоставления как минимум в 3 раза.
С 1 июня 2026 года на основе действующих архивных информационных систем, применяемых при цифровизации архивных услуг, будет внедрена Единая национальная архивная информационная система.
Этапы цифровизации архивных документов:
♦ 1-й этап (2025–2027 годы) – особо ценные и уникальные документы, архивные документы по имуществу и земельным участкам;
♦ 2-й этап (2028–2029 годы) – кино-, фото-, фоно- и научно-технические архивные документы;
♦ 3-й этап (с 2030 года) – другие архивные документы Национального архивного фонда.
Согласно Указу, для автоматизации движения особо ценных и уникальных документов, хранящихся в государственных архивах Агентства «Ўзархив», внедряется технология RFID (радиочастотная идентификация).
С 1 июня 2026 года данная технология станет обязательной при работе с документами, хранящимися в национальных архивах Узбекистана.
С 1 августа 2026 года в полном цифровом формате будут осуществляться следующие функции государственных архивов:
► государственная регистрация документов Национального архивного фонда;
► составление и оформление описи дел, разработка научно-справочного аппарата, согласование и утверждение;
► прием архивных документов государственными архивами и предоставление их в пользование;
► согласование с государственными архивами вопросов хранения архивных документов предприятий, учреждений и организаций при их реорганизации у правопреемников;
► формирование единого перечня государственных органов и организаций, обязанных передавать документы в государственные архивы.
Согласно Указу, с 1 сентября 2026 года вводится информационная система «Shajara», предоставляющая гражданам онлайн-информацию по семейным родословным.
В системе «Shajara» будут предусмотрены следующие возможности, в частности:
► предоставление услуги по формированию информации о семейной родословной на основе исходных данных из информационной системы «Единый электронный архив ЗАГС», а также архивных документов государственных и ведомственных архивов;
► определение этнического происхождения граждан на основе ДНК-данных, предоставляемых Республиканским центром судебной экспертизы имени Х. Сулеймоновой.
Услуга формирования семейной родословной будет предоставляться через центры государственных услуг и ЕПИУ (my.gov.uz) за следующие исторические периоды:
► с IX века – до 1917 года;
► с 1918 года – до 1945 года;
► с 1946 года – по настоящее время.
Согласно Указу, с 1 мая 2026 года отменяется требование предоставления следующих документов при оказании архивных услуг, в том числе:
→ рекомендательное письмо руководителя соответствующего архивного учреждения или организации при аттестации заявителей на компетентность в вопросах оформления архивных документов;
→ копия запрашиваемого документа при выдаче справки о тематических запросах.
С 1 марта 2026 года сокращаются сроки оказания следующих архивных услуг:
→ срок выдачи разрешения на временный вывоз архивных документов или их копий за пределы Узбекистана – с 15 рабочих дней до 5 рабочих дней;
→ срок подтверждения записей в трудовой книжке, пришедшей в негодность или утраченной, – с 20 рабочих дней до 10 рабочих дней;
→ срок выдачи архивной справки об обучении в высшем или среднем специальном учебном заведении – с 5 рабочих дней до 2 рабочих дней;
→ срок цифровизации (создания электронной копии) архивных документов, книг и рукописей – с 3 рабочих дней до 1 рабочего дня.




