Школы, предназначенные для детей с физическими недостатками, создаются Министерством народного образования и управлениями народного образования и Министерством здравоохранения, управлениями здравоохранения по итогам совместного изучения существующего контингента детей с ограниченными возможностями в физическом и психическом развитии, нуждающихся в обучении в особых условиях.

Предложения по созданию специализированных образовательных учреждений должны быть подтверждены официальными статистическими данными органов здравоохранения за последние 5 лет, показывающими рост соответствующих заболеваний среди детей в возрасте от 3 до 16 лет в регионе, где планируется открыть специализированные образовательные учреждения.

Максимальное количество учащихся в специализированном образовательном учреждении не должно превышать 250 человек.

Направление детей в школы, предназначенные для детей с ограниченными возможностями осуществляется управлениями народного образования по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, созданной при управлениях народного образования, с согласия родителей или лиц, заменяющих родителей.

Типы школ:

Специализированные образовательные учреждения в соответствии с их специализацией подразделяются по следующим видам (I — VIII):

I — школы-интернаты для глухих (неслышащих) детей;

II — школы-интернаты для слабослышащих и позднооглохших детей (1-е, 2-е отделения);

III — школы-интернаты для незрячих (слепых) детей;

IV — школы-интернаты для слабовидящих и поздноослепших детей;

V — школы-интернаты для детей с тяжелыми нарушениями речи;

VI — школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII — школы-интернаты для детей с задержкой психического развития;

VIII — школы, школы-интернаты (вспомогательные) для умственно отсталых детей.

Прием детей в специализированные образовательные учреждения:

Прием детей в специализированные образовательные учреждения осуществляется с 7-летнего возраста, а в подготовительные группы — в возрасте 5 — 7 лет.

В целях обеспечения права на образование детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, допускается прием детей с превышением возрастных норм, установленных для общеобразовательных школ, на два года.

На каждого ребенка, направляемого в специализированное образовательное учреждение, родителями или лицами, заменяющими родителей (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — органами опеки и попечительства), оформляется и представляется личное дело.

В личном деле ребенка содержатся следующие документы:

1) заявление родителей или лиц, заменяющих родителей;

2) протокол с заключением психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями по организации образовательно-воспитательной и лечебно-коррекционной работы с ребенком, направленным в специализированное образовательное учреждение;

3) копия свидетельства о рождении;

4) документы об образовании;

5) справка и характеристика с места учебы с отражением данных о продолжительности обучения, успеваемости и поведении, подробный анализ принятых мер по индивидуальной помощи ребенку;

6) подробная выписка из истории развития ребенка, подписанная главным врачом поликлиники по месту жительства ребенка, с заключениями:

  • педиатра об общем состоянии развития ребенка;
  • психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития;
  • оториноларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи (для детей с нарушениями слуха — данные о восприятии разговорной и шепотной речи, данные аудиограммы);
  • офтальмолога с характеристикой органа зрения (для детей с нарушениями зрения — с развернутым диагнозом);
  • врача-ортопеда (для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата).

Категории детей, принимаемые в школы, предназначенные для детей с физическими недостатками:
  • дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие и поздноослепшие);
  • дети с тяжелыми нарушениями речи (алалия, дислалия, афазия, ринолалия, дизартрия, задержка психо-речевого развития, заикание);
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, сколиоз, полиомиелит, миопатия, остеомиелит, ампутация, недоразвитие роста — карлики);
  • дети с задержкой психического развития;
  • умственно отсталые дети;
  • дети со сложными дефектами (имеющие 2 и более недостатков в развитии).

Дети, не подлежащие приему в школы:

а) глубоко умственно отсталые дети (олигофрения в степени имбицильности, идиотии);

б) дети с глубокими отклонениями в поведении, нарушениями в эмоционально-волевой сфере (органического происхождения);

в) дети с глубокими нарушениями двигательной сферы, самостоятельно не передвигающиеся и не обслуживающие себя;

г) слепоглухонемые;

д) страдающие частыми эпилептическими припадками (эпилептическая дименция, с дневными и частыми ночными судорожными припадками);

е) страдающие недержанием мочи и кала вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Дети данной категории направляются в соответствующие учреждения Министерства здравоохранения или им организуется индивидуальное обучение на дому в установленном порядке.

Обучение детей с ограниченными возможностями:

Организация обучения и воспитания в специализированных образовательных учреждениях строится с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Знания учащихся оцениваются в установленном порядке, с учетом специфики их нарушений.

Учебно-воспитательный процесс определяется в соответствии с государственным стандартом общего среднего образования. Процесс обучения и воспитания ведется по учебным планам и программам с использованием специфических коррекционных методов.

Режим дня, обеспечивающий обучение, научно обоснованную гармонизацию обучения, добровольного социально полезного труда и отдыха, составляется с учетом проживания детей в специализированном образовательном учреждении.

В специализированном образовательном учреждении создаются различные кружки, клубы, студии, секции для развития интеллектуальных, физических и творческих способностей учащихся.

В специализированных образовательных учреждениях организуются соответственно подготовительные классы для детей с ограниченным слухом, зрением и не имеющих достаточной подготовки к школьному обучению.

В специализированных образовательных учреждениях могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей со сложными дефектами (имеющие 2 и более недостатков) в развитии. Определение учащихся в эти группы производится по заключению психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей или лиц, заменяющих родителей.

В специализированных образовательных учреждениях, с учетом данных о состоянии здоровья и интеллекта, программу 9-летнего общеобразовательного учреждения дети с физическими или психическими отклонениями в развитии усваивают за следующие периоды.

Количество детей в классе:

Виды направлений образования и категории детей в классах

Минимальная наполняемость классов

количество детей в начальных классах

количество детей в старших классах

1. I — II виды:

   

Для глухих (неслышащих) детей

8

10

Для слабослышащих и позднооглохших детей (1-го, 2-го отделений)

10

12

2. III — IV виды:

   

Для незрячих (слепых) детей

8

10

Для слабовидящих и поздноослепших детей

10

12

3. V вид:

   

Для детей с тяжелыми нарушениями речи

10

12

4. VI вид:

   

Для детей с последствиями полиомиелита

10

12

Для детей с последствиями церебрального паралича

10

10

5. VII вид:

   

Для детей с задержкой психического развития

12

16

6. VIII вид:

   

Для умственно отсталых детей легкой степени

13

13

Для умственно отсталых детей средней и тяжелой степени

11

11

* Для категории детей со сложными дефектами (дети, имеющие 2 и более недостатков в развитии) обучающихся во всех видах специализированных образовательных учреждениях

6

8

Продолжительность установленных периодов:

В специализированных образовательных учреждениях, с учетом данных о состонии здоровья и интеллекта, программу 9-летнего общеобразовательного учреждения дети с физическими и психическими отклонениями в развитии усваивают за следующие периоды:

Виды направлений образования и категории детей

Подготовительные группы

Начальные классы

Старшие классы

Всего (лет)

I — II виды:

Общее среднее образование глухих детей

1

1 — 5

6 — 10

10

Общее среднее образование слабослышащих детей и позднооглохших 1-го отделения

1

1 — 4

5 — 9

9

Общее среднее образование слабослышащих детей 2-го отделения

1

1 — 5

6 — 10

10

III — IV виды:

Общее среднее образование незрячих детей

1

1 — 4

5 — 10

10

Общее среднее образование слабовидящих детей

1

1 — 4

5 — 9

9

V вид:

Общее среднее образование детей с тяжелыми нарушениями речи

1 — 5

6 — 10

10

VI вид:

Общее среднее образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

1 — 4

5 — 9

9

VII вид:

Начальное образование детей с задержкой психического развития (классы выравнивания)

1 — 5

5

VIII вид:

Неполное общее среднее образование для умственно отсталых детей

1 — 4

5 — 9

9

* Для категории детей со сложными дефектами (дети, имеющие 2 и более недостатков в развитии), обучающихся во всех видах специализированных образовательных учреждениях

Неполное общее среднее образование детей со сложными дефектами (имеющие 2 и более недостатков в развитии)

1 — 4

5 — 9

9

Требования к педагогам:

В специализированных образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения к преподаванию в подготовительных и I—IV классах допускаются только зрячие учителя-тифлопедагоги.

В образовательных учреждениях, предназначенных для детей с ограниченными возможностями, для детей с нарушениями зрения устанавливается соотношение незрячих учителей не более 30% от общего количества педагогического состава и по одному предмету соотношение незрячих учителей не более 50%.

В образовательных учреждениях, предназначенных для детей с ограниченными возможностями, для детей с нарушениями зрения незрячие учителя могут преподавать родной язык и литературу, иностранные языки, историю и социальные предметы (кроме географии), математику, музыку.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в школе, предназначенном для детей с ограниченными возможностями осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.

Занятия по лечебной физкультуре проводятся инструктором лечебной физкультуры или преподавателем, имеющим соответствующую подготовку.

Оздоровление:

Лечебно-оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, направленные на оздоровление детей с физическими или психическими отклонениями в развитии, осуществляются в специализированном образовательном учреждении штатными медицинскими работниками или закрепленными за ним медицинскими работниками учреждений здравоохранения.

Принятие медицинских оздоровительных процедур, определенных курсом лечения, планируется для каждого ребенка индивидуально при согласовании расписания занятий.

В специализированном образовательном учреждении на каждого ребенка заводится медицинская карта, выписка из которой выдается родителям или лицам, заменяющим родителей, по окончании срока пребывания ребенка в учреждении.

В специализированных образовательных учреждениях проводятся медикаментозное и физиотерапевтическое лечения, климатолечение и закаливание, физкультура, массаж и психотерапия.

Перевод:

Перевод учащихся специализированного образовательного учреждения из одного класса в другой класс осуществляется на основании решения педагогического совета по заключению медицинских и педагогических работников специализированного образовательного учреждения.

Перевод учащихся из одного специализированного образовательного учреждения в другое специализированное образовательное учреждение или в общеобразовательное учреждение для обучения в условиях инклюзивного (интегрированного) образования производится по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, с согласия родителей или лиц, заменяющих родителей.