Школы, предназначенные для детей с физическими недостатками, создаются Министерством народного образования и управлениями народного образования и Министерством здравоохранения, управлениями здравоохранения по итогам совместного изучения существующего контингента детей с ограниченными возможностями в физическом и психическом развитии, нуждающихся в обучении в особых условиях.
Предложения по созданию специализированных образовательных учреждений должны быть подтверждены официальными статистическими данными органов здравоохранения за последние 5 лет, показывающими рост соответствующих заболеваний среди детей в возрасте от 3 до 16 лет в регионе, где планируется открыть специализированные образовательные учреждения.
Максимальное количество учащихся в специализированном образовательном учреждении не должно превышать 250 человек.
Направление детей в школы, предназначенные для детей с ограниченными возможностями осуществляется управлениями народного образования по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, созданной при управлениях народного образования, с согласия родителей или лиц, заменяющих родителей.
Типы школ:Специализированные образовательные учреждения в соответствии с их специализацией подразделяются по следующим видам (I — VIII):
I — школы-интернаты для глухих (неслышащих) детей;
II — школы-интернаты для слабослышащих и позднооглохших детей (1-е, 2-е отделения);
III — школы-интернаты для незрячих (слепых) детей;
IV — школы-интернаты для слабовидящих и поздноослепших детей;
V — школы-интернаты для детей с тяжелыми нарушениями речи;
VI — школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
VII — школы-интернаты для детей с задержкой психического развития;
VIII — школы, школы-интернаты (вспомогательные) для умственно отсталых детей.
Прием детей в специализированные образовательные учреждения:Прием детей в специализированные образовательные учреждения осуществляется с 7-летнего возраста, а в подготовительные группы — в возрасте 5 — 7 лет.
В целях обеспечения права на образование детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, допускается прием детей с превышением возрастных норм, установленных для общеобразовательных школ, на два года.
На каждого ребенка, направляемого в специализированное образовательное учреждение, родителями или лицами, заменяющими родителей (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — органами опеки и попечительства), оформляется и представляется личное дело.
В личном деле ребенка содержатся следующие документы:
1) заявление родителей или лиц, заменяющих родителей;
2) протокол с заключением психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями по организации образовательно-воспитательной и лечебно-коррекционной работы с ребенком, направленным в специализированное образовательное учреждение;
3) копия свидетельства о рождении;
4) документы об образовании;
5) справка и характеристика с места учебы с отражением данных о продолжительности обучения, успеваемости и поведении, подробный анализ принятых мер по индивидуальной помощи ребенку;
6) подробная выписка из истории развития ребенка, подписанная главным врачом поликлиники по месту жительства ребенка, с заключениями:
- педиатра об общем состоянии развития ребенка;
- психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития;
- оториноларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи (для детей с нарушениями слуха — данные о восприятии разговорной и шепотной речи, данные аудиограммы);
- офтальмолога с характеристикой органа зрения (для детей с нарушениями зрения — с развернутым диагнозом);
- врача-ортопеда (для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата).
Категории детей, принимаемые в школы, предназначенные для детей с физическими недостатками:
- дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие и поздноослепшие);
- дети с тяжелыми нарушениями речи (алалия, дислалия, афазия, ринолалия, дизартрия, задержка психо-речевого развития, заикание);
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, сколиоз, полиомиелит, миопатия, остеомиелит, ампутация, недоразвитие роста — карлики);
- дети с задержкой психического развития;
- умственно отсталые дети;
- дети со сложными дефектами (имеющие 2 и более недостатков в развитии).
Дети, не подлежащие приему в школы:а) глубоко умственно отсталые дети (олигофрения в степени имбицильности, идиотии);
б) дети с глубокими отклонениями в поведении, нарушениями в эмоционально-волевой сфере (органического происхождения);
в) дети с глубокими нарушениями двигательной сферы, самостоятельно не передвигающиеся и не обслуживающие себя;
г) слепоглухонемые;
д) страдающие частыми эпилептическими припадками (эпилептическая дименция, с дневными и частыми ночными судорожными припадками);
е) страдающие недержанием мочи и кала вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Дети данной категории направляются в соответствующие учреждения Министерства здравоохранения или им организуется индивидуальное обучение на дому в установленном порядке.
Обучение детей с ограниченными возможностями:Организация обучения и воспитания в специализированных образовательных учреждениях строится с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Знания учащихся оцениваются в установленном порядке, с учетом специфики их нарушений.
Учебно-воспитательный процесс определяется в соответствии с государственным стандартом общего среднего образования. Процесс обучения и воспитания ведется по учебным планам и программам с использованием специфических коррекционных методов.
Режим дня, обеспечивающий обучение, научно обоснованную гармонизацию обучения, добровольного социально полезного труда и отдыха, составляется с учетом проживания детей в специализированном образовательном учреждении.
В специализированном образовательном учреждении создаются различные кружки, клубы, студии, секции для развития интеллектуальных, физических и творческих способностей учащихся.
В специализированных образовательных учреждениях организуются соответственно подготовительные классы для детей с ограниченным слухом, зрением и не имеющих достаточной подготовки к школьному обучению.
В специализированных образовательных учреждениях могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей со сложными дефектами (имеющие 2 и более недостатков) в развитии. Определение учащихся в эти группы производится по заключению психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей или лиц, заменяющих родителей.
В специализированных образовательных учреждениях, с учетом данных о состоянии здоровья и интеллекта, программу 9-летнего общеобразовательного учреждения дети с физическими или психическими отклонениями в развитии усваивают за следующие периоды.
Количество детей в классе:
Виды направлений образования и категории детей в классах
Минимальная наполняемость классов
количество детей в начальных классах
количество детей в старших классах
1. I — II виды:
Для глухих (неслышащих) детей
8
10
Для слабослышащих и позднооглохших детей (1-го, 2-го отделений)
10
12
2. III — IV виды:
Для незрячих (слепых) детей
8
10
Для слабовидящих и поздноослепших детей
10
12
3. V вид:
Для детей с тяжелыми нарушениями речи
10
12
4. VI вид:
Для детей с последствиями полиомиелита
10
12
Для детей с последствиями церебрального паралича
10
10
5. VII вид:
Для детей с задержкой психического развития
12
16
6. VIII вид:
Для умственно отсталых детей легкой степени
13
13
Для умственно отсталых детей средней и тяжелой степени
11
11
* Для категории детей со сложными дефектами (дети, имеющие 2 и более недостатков в развитии) обучающихся во всех видах специализированных образовательных учреждениях
6
8
Продолжительность установленных периодов:В специализированных образовательных учреждениях, с учетом данных о состонии здоровья и интеллекта, программу 9-летнего общеобразовательного учреждения дети с физическими и психическими отклонениями в развитии усваивают за следующие периоды:
Виды направлений образования и категории детей
Подготовительные группы
Начальные классы
Старшие классы
Всего (лет)
I — II виды:
Общее среднее образование глухих детей
1
1 — 5
6 — 10
10
Общее среднее образование слабослышащих детей и позднооглохших 1-го отделения
1
1 — 4
5 — 9
9
Общее среднее образование слабослышащих детей 2-го отделения
1
1 — 5
6 — 10
10
III — IV виды:
Общее среднее образование незрячих детей
1
1 — 4
5 — 10
10
Общее среднее образование слабовидящих детей
1
1 — 4
5 — 9
9
V вид:
Общее среднее образование детей с тяжелыми нарушениями речи
—
1 — 5
6 — 10
10
VI вид:
Общее среднее образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
—
1 — 4
5 — 9
9
VII вид:
Начальное образование детей с задержкой психического развития (классы выравнивания)
—
1 — 5
—
5
VIII вид:
Неполное общее среднее образование для умственно отсталых детей
—
1 — 4
5 — 9
9
* Для категории детей со сложными дефектами (дети, имеющие 2 и более недостатков в развитии), обучающихся во всех видах специализированных образовательных учреждениях
Неполное общее среднее образование детей со сложными дефектами (имеющие 2 и более недостатков в развитии)
—
1 — 4
5 — 9
9
Требования к педагогам:В специализированных образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения к преподаванию в подготовительных и I—IV классах допускаются только зрячие учителя-тифлопедагоги.
В образовательных учреждениях, предназначенных для детей с ограниченными возможностями, для детей с нарушениями зрения устанавливается соотношение незрячих учителей не более 30% от общего количества педагогического состава и по одному предмету соотношение незрячих учителей не более 50%.
В образовательных учреждениях, предназначенных для детей с ограниченными возможностями, для детей с нарушениями зрения незрячие учителя могут преподавать родной язык и литературу, иностранные языки, историю и социальные предметы (кроме географии), математику, музыку.
Психологическое обеспечение образовательного процесса в школе, предназначенном для детей с ограниченными возможностями осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.
Занятия по лечебной физкультуре проводятся инструктором лечебной физкультуры или преподавателем, имеющим соответствующую подготовку.
Оздоровление:Лечебно-оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, направленные на оздоровление детей с физическими или психическими отклонениями в развитии, осуществляются в специализированном образовательном учреждении штатными медицинскими работниками или закрепленными за ним медицинскими работниками учреждений здравоохранения.
Принятие медицинских оздоровительных процедур, определенных курсом лечения, планируется для каждого ребенка индивидуально при согласовании расписания занятий.
В специализированном образовательном учреждении на каждого ребенка заводится медицинская карта, выписка из которой выдается родителям или лицам, заменяющим родителей, по окончании срока пребывания ребенка в учреждении.
В специализированных образовательных учреждениях проводятся медикаментозное и физиотерапевтическое лечения, климатолечение и закаливание, физкультура, массаж и психотерапия.
Перевод:Перевод учащихся специализированного образовательного учреждения из одного класса в другой класс осуществляется на основании решения педагогического совета по заключению медицинских и педагогических работников специализированного образовательного учреждения.
Перевод учащихся из одного специализированного образовательного учреждения в другое специализированное образовательное учреждение или в общеобразовательное учреждение для обучения в условиях инклюзивного (интегрированного) образования производится по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, с согласия родителей или лиц, заменяющих родителей.